Согласно исследованию, опубликованному в CMAJ (журнал Канадской медицинской ассоциации), учебный инструмент, который помогает врачам вовлекать пациентов в процесс принятия решений, может сократить использование антибиотиков при острых респираторных инфекциях.
Антибиотики назначают слишком часто при острых респираторных инфекциях, хотя многие из них не являются бактериальными инфекциями и поэтому не реагируют на использование антибиотиков. Чрезмерное употребление антибиотиков является проблемой для здоровья и может способствовать устойчивости к антибиотикам.
Исследователи провели кластерное рандомизированное исследование, чтобы определить влияние совместной программы обучения принятию решений под названием РЕШЕНИЕ + 2 на использование антибиотиков. Совместное принятие решений, при котором медицинский работник и пациент принимают решение вместе на основе доказательств и предпочтений пациентов, оказалось эффективным, когда преимущества лечения не очевидны для всех пациентов.
Исследование было разделено на две группы: одну группу из 181 пациента, которые консультировали 77 врачей в 5 группах обучения семейной практике с помощью DECISION + 2, и контрольную группу из 178 пациентов, которые консультировали 72 врачей в 4 группах обучения семейной практике. DECISION + 2 включал онлайн-учебник, за которым последовал интерактивный семинар.
"После вмешательства пациенты из группы РЕШЕНИЕ + 2 были значительно реже, чем пациенты из контрольной группы, сообщали о решении использовать антибиотики сразу после консультации," пишет доктор. Франс Легаре, Исследовательский центр Госпитального университета Квебека и Департамент семейной медицины и неотложной медицины, Университет Лаваля, Квебек, с соавторами. "Снижение количества решений об использовании антибиотиков наблюдалось во всех учебных модулях вмешательства, тогда как увеличение наблюдалось в 3 из 4 учебных модулей в контрольной группе."
Результаты этого исследования аналогичны результатам более раннего пилотного исследования, в котором рассматривалась возможность проведения этого более крупного исследования.
"Эти исследования показывают, что сочетание живого обучения и медиаобразования, как правило, эффективно для изменения работы врача в контексте использования антибиотиков при острых респираторных инфекциях," напишите авторам. "Эти результаты важны, учитывая споры и широко распространенный скептицизм по поводу влияния медицинского образования на работу врачей в условиях практики."