Для “Мастера и Маргариты” №1 в Крыму строили Иерусалим

По-настоящему давно ожидаемая премьера кинофильма Юрия Кары “Мастер и Маргарита” состоится в первых числах Марта, в случае если этому событию опять не помешают какие-то магические действия, которые достаточно нередко разъясняются полностью ординарными причинами. Зрители ждут ее выхода фактически 20 лет.

В феврале 1991-го глава компании “ТАМП” Владимир Резвый подписал с Юрием Карой контракт на постановку и сценарий кинофильма. 1-ый кадр был снят три июня 92-го. Съемки проходили в ее округах и Москве, также в Израиле.

Картина готовься к показу в 94-м, но из-за разногласий меж продюсерами и режиссёром, потратившими на её производство15 млн. $, так и не вышла в прокат. Кара, которого поддерживали все звезды кинофильма, отказался уменьшать авторскую 200-минутную версию до 2-ух часов. 2-ая часть заморочек была связана с претензиями потомков третьей супруги Булгакова на творческое наследство писателя. До того времени пока создатели кинофильма отстаивали свой право в суде, а позднее находили средства на раскрутку маркетинговой компании, в сети показалась пиратская монтажная 3-часовая копия.

Но с тяжёлым качеством картины. Так что истинное кино нам только еще предстоит увидеть. Компания “Люксор” выкупила права на картину и уже анонсирует в две тыщи одиннадцать году (к 120-летию Миши Булгакова) выход 118-минутной версии на выпуск и широкий экран полной режиссерской версии на DVD. И по драматичности киносудьбы зрителям необходимо будет ассоциировать кинофильм Юрия Кары с телесериалом Владимира Бортко, что был снят на двенадцать лет позже, но продемонстрирован в 2005-м.

Из актеров Кары у Бортко снимались только двое: Александр Филиппенко (Коровьев) переквалифицировался в Азазелло, а Валентин Гафт (Воланд) показался в видах Человека и первосвященника Каифы в френче.
Иешуа.

Николаю Бурляеву было необходимо ждать благословения церкви на эту роль. Фото “Люксор”
О том как снимали кинофильм в 92-м году “Сейчас” поведала живописец по костюмчикам Анна Кузнецова.

Юрий Кара занес предложение ей сделать линию одежки для иудейского сюжета своей картины, после того как случаем в первой половине 90-ых годов двадцатого века на Ялтинской студии повстречался с ней боевые доспехи татарских боец, сделанные к кинофильму Толомуша Океева “Чингизхан”. Режиссера впечатлила достоверность, качество и детальная проработка исторических костюмов.
Костюмер Анна Кузнецова разрабатывала линию одежки для съемок иудейского сюжета ленты в Израиле

В составе съемочной группы Анна Ивановна вылетела в Израиль, как и все — по туристским визам в сентябре 92-го – исходя из этого срок наличия на Земле обетованной был ограничен 3-мя семь дней. Несколько базировалась в гостинице городка Акко (в восемнадцать км от Хайфы). А загруженный до пределов реквизитом автобус заранее отправили своим ходом в Турцию, чтоб позднее на пароме через Лимасол переправить в Хайфу. Но автобус выбился из графика (столько таможен и границ!) и запоздал к парому, а последующий рейс – спустя семь дней!

Съемки опять оказались на грани срыва. “В автобусе же были не только лишь костюмчики, да и кресты на Голгофу, изготовленные на студии им. Горьковатого, трон Понтия Пилата российских ялтинских мастеров, орудие, посуда, – гласит Анна Кузнецова. – На собрании нам заявили, что единственный выход – самолетом, но это по 70 $ за один кг груза. В то время как посчитали, сумма выходила баснословной.

Юрий Викторович пришел к нам бледноватый, заявил, что картина запирается. Посыпались упреки – зачем необходимо было делать такие томные костюмчики. На что я отвечала: “вы же сами добивались, что всё должно быть очень четким без бутафории”.
Израиль-92.

Спонсор ленты — Резвый (конечный справа). Фото “Люксор” 
Определив о неудаче российских кинематографистов, предприимчивые театралы из бывших сограждан здесь же подсуетились и занесли предложение на прокат реквизит и свои костюмчики из пьес на идентичные темы.

И продюсер картины Владимир Резвый, на средства которого снимали кинофильм, готов был пойти на сделку с иудеями. “Юрий Викторович разбудил меня в четыре часа утра и заявил, что только я могу переубедить Скорого, – вспоминает Анна Ивановна. – Я вообще-то сладкоречием не отличаюсь, но по всей видимости состояние у меня было такое – это какое количество же труда положено в эти костюмчики! – что мне удалось подобрать нужные слова. Я заявила, что театральный хлам нам не нужен, и лучше потерять пару съемочных дней, но затраченные средства на перевозку окупятся позднее, в случае если зрители увидят красивых актеров в правдоподобных костюмчиках, а не в каких то бутафорских наборах. И он отдал согласие, не глядя на то, что ему пришлось нелегко следить на то, как пару дней вся несколько за его счет лодырничает на берегу Средиземного моря. Но в то время как российские костюмчики все таки прибыли и стали одевать людей – эта фактура, запах кожи, блестящий металл – эффект был классный!

Сам Резвый как увидел римские доспехи – избрал для себя костюмчик легата и решил в нем сниматься: без слов, но в сценах рядом с Понтием Пилатом!”

Сначало Иудею планировалось снимать в Крыму.

И к осени 91-го у стенку Судакской крепости были выстроены декорации. Много солдатах были “мобилизованы” на массовку. В загонах начала съемок ждали – козы, верблюды и ослы. “Декорация Иерусалима Юрию Викторовичу понравилась, но в то время как он заметил верблюдов – разразился крупный скандал, – говорит анна Кузнецова. Таковой ор стоял!

Оказалось, что вместо нужных одногорбых дромадеров в Судак пригнали двугорбых бактрианов, которых на Ближнем Востоке ну никак быть не имело возможности. Позже мы выяснили, что и утвержденный на роль Иешуа актер Николай Бурляев сниматься не может – он не взял благословения церкви на эту работу!” Вдобавок из Москвы до Крыма оператор не доехал, и пленку не привезли, и под занавес всех проблем погода испортилась до полной мерзопакостности. Недобрых знаков показалось столько, что крымско-иудейскую компанию вообще отменили. Лишь через год несколько Кары отправилась за натурой на Святую почву – снимать в Израиле.

Кстати, спустя тринадцать лет в две тысячи четыре году, собственную часть “ершалаимской истории” в Крыму снял Владимир Бортко. Иешуа (Сергей Безруков) распяли рядом с Судакской крепостью – на горе Сахарная голова, а нижний Массандровский парк около гостиницы “Ялта-Интурист” превратился в Гефсиманский сад, где прирезали Иуду (Дмитрий Нагиев). Иерусалим же снят в Болгарии – на киностудии “Боянов”, в декорациях американцев, оставшихся в том месте после съемок новой версии фильма “Спартак”.

Помимо этого, в стенки Генуэзской крепости компьютерщики “вписали” старый Иерусалим. Специально для ответа этой неприятности в Израиль отправляли группу с оператором, чтобы снять в том месте музейный макет Иерусалима, – он выполнен с учетом небольших подробностей и занимает площадь пятьдесят кв. м. 

 Костюм Крысобоя весил двадцать кг!

Надевали его на актера три помощника
Анне Кузнецовой было нужно придумывать собственную разработку изготовления доспехов римских легионеров. Так как в СССР последний раз за экранизацию истории “из судьбы Древнего Рима” брались во второй половине 20-ых годов двадцатого века, да и то, к сожалению, эта лента режиссера Мухсин-Бея “Спартак”, снятая на Одесской киностудии, не сохранилась. “От стилизации костюмов мы отказались еще при первом дискуссии их с Юрием Викторовичем. Я рекомендовала все делать максимально точным, и это конечно усложняло работу. – говорит Анна Ивановна. – Не считая персонажей первого замысла, таких как Понтий Пилат, Иешуа, Каифа, Левий Матвей, необходимо же было одеть и бессчётную массовку.

А это первый век отечественной эры, Иудея! головных покрывал и Сотни халатов мы шили из выкрашенной в различные цвета мешковины, которую нам в Ялту привозили автомобилями. Целый пошивочный цех Ялтинской киностудии был задействован. Намерено заказывали кожаную обувь.

И еще железные доспехи для римских легионеров – двадцать пеших конных и десять костюмов.
Костюм прокуратора Иудеи. Фото: А.Кузнецова

Элементы рельефного латунного панциря Понтия Пилата раздельно отливали и клепали в Киеве. А чешуйчатый доспех центуриона Крысобоя – я сперва с помощницей вырезала из картона, чтобы взглянуть каким должно быть сплетение. Позже каждую чешуйку нам отливали из меди на заводе “Море” под Феодосией, также как и сложные, сферические шлемы.

Готовый костюм центуриона весил не менее двадцати килограмм! Замечательный актер Валентин Голубенко имел возможность одеть его лишь посредством двух-трех помощников.

Шлемы же еще украшали: у несложных солдат – это конская щетина, у Крысобая – орлиные перья. Нам по заказу привезли с птицефермы ворох выдранных петушиных хвостов: белые как снег перья пошли на шлем Пилата, а вот для легата было нужно их покрасить в ярко красный цвет. Справились и с украшением плаща на Понтии Пилате – том, что золотом вышитый с красным подбоем.

Откуда золото достали? В военторге приобрели галун золотистого цвета, что предназначался для фуражек, позже вырезали из него много лепесточков лавровые и пришивали их по всему плащу”.

Чешуйчатые доспехи кавалериста. Фото: А.Кузнецова

При подготовке костюмов к съемкам все же не обошлось без казуса. Шлем для Понтия Пилата заказали размера XL на громадную голову – в окружности шестьдесят см, на всякий случай с запасом. Но у Михаила Ульянова она была еще больше – шестьдесят два см! “Это же не фрак, что подогнать возможно, а литой шлем – ни увеличить, ни уменьшить уже, – вспоминает Анна Ивановна. – И лишь в самых нужных сценах Ульянов его еле одевал , а так всё время носил в руках”.
Пехотинец легиона .

Фото: А.Кузнецова
Съемки в Израиле проходили по-настоящему в экстремальных условиях. Открытая гористая местность: ни кустов, ни деревьев, лишь натянутые тенты и фанерные щиты. Жара под сорок градусов и выше, а люди в коже, металле, мешковине.

На съемочную площадку подвозили бочки со льдом. “Мы выручали актеров от тепловых ударов, как имели возможность, – вспоминает Анна Кузнецова. – Мочили тряпки в ледяной и накладывали на доспехи, которые легко нереально было снять между дублями. В том месте же уйма пряжек, застежек, шнуровок. Ну только что шлемы реально было снять, в силу того, что они раскаливались как сковородки!” И в этой ситуации съемочная несколько была потрясена самоотдачей и выдержкой Николая Бурляева, Михаила Ульянова, Льва Дурова… “Я была в числе тех, кто в начале не воспринял выбор Кары на роль Иешуа поэтому Бурляева, – говорит Анна Ивановна. – Он продолжительно выбирал, на заметке был даже кто-то из певцов: Тальков либо Малинин. Но в Израиле даже самые стойкие скептики были потрясены работой Бурляева.

Как он преображался – это легко невозможно! Перед тем как войти в кадр он стоял за щитом, никто его не видел и не смел подойти к нему (он вообще и после съемок ни с кем практически не общался, был нелюдим, на все отечественные “пожалуйста” что-то бурчал себе под шнобель), и несколько имела возможность ожидать его 5, 10, двадцать минут. Но в то время как он выходил – это уже был второй человек, с энергетикой и иным лицом, из другого времени.

Бурляев же заикается, но в то время как его устами сказал Иешуа – он уже не заикался!”
“Орлиный” шлем центуриона. Фото: А.Кузнецова
Удивлял своим перевоплощением и Михаил Ульянов.

Очевидцы тех событий были особенно потрясены, когда на съемочную площадку в первый раз привезли неаполитанского мастиффа – громадный злобный пёс без команды подошел и лёг у ног актёра, и позже как цуцик везде ходил за ним по пятам. Хозяйка собаки даже испугалось – что это русские сделали с ее собакой?!
Чертова свита. Филипенко в роли Коровьева, а Павлов — Кот Бегемот.

Фото “Люксор”
Столичные эпизоды снимали летом и в ноябре 92-го: “Бал сатаны” – в усадьбе Марфино (25 км от Москвы); дом Маргариты — в доме на Остоженке; в Саду театра – сцены “Кабинет Римского”, “Двор Варьете”, “Туалет”; в Театре Маяковского – сцену “Варьете”; встреча Мастера с поэтом Иваном Бесприютным – в Сокольниках, дом № девять в Мансуровском переулке; и вдобавок – на крыше Дома Пашкова, на Арбате, Красной Площади и Земляном валу. Всего за время производства фильма было подписано более пять тысяч контрактов и задействовано, включая массовку, около три тысячи исполнителей.   

Воланд. Валентин Гафт отыскал собственный рецепт дьявольской смеси.

Фото “Люксор”
“Роман Булгакова – не пьеса и не киносценарий, и при экранизации, т.е. при переводе на киноязык, сокращения а также трансформации неизбежны, – комментирует фильм киновед Юрий Иваниченко. – Даже в случае если авторы экранизаций говорят, что всё “делали постранично”. Закономерно и появление небольших подробностей, “эпизодиков” – как к примеру у Кары, поиски “нечистой силы” в Кремле, – если они мотивированы режиссерской концепцией, пониманием источника. А трактовки, концепции, уровни понимании могут и должны быть различными. Опасаюсь, что мы еще попросту не привыкли, что роман Булгакова имеется самая настоящая либо, в случае если угодно, самая простая классика, а, следовательно, и прочтений, и постановок было до тех пор пока совсем еще мало.

Но будет еще довольно много, пока не случится очередной поворот вкусов и на какое-то время роман отодвинется из сферы заинтересованностей. Классика тоже подвержена отливам и приливам”. Согласно точки зрения Юрия Иваниченко, хотя бы лишь для актерских работ стоит взглянуть фильм Кары:
Мастер и Маргарита.

Раков составил партию Вертинской. Фото “Люксор”
“Настоящего” германского чёрта играется Валентин Гафт, и в каждом эпизоде заставляет задуматься о мелочности и дьявольской смеси могущества, сарказма и неустанного любопытства, справедливости и жестокости. “Сильный и энергичный, не обращая внимания на гемикранию, очень неглупый и совсем земной Пилат – думаю, одна из лучших ролей великого Михаила Ульянова. Увлекательный, очень неоднозначный и по-настоящему убедительный Иван Бесприютный – пожалуй, во всех полусотне фильмов и сериалов после Сергей Гармаш не сыграл так тонко и совершенно верно. Блистательный Лев Дуров – этого Левия Матфея нельзя не запомнить и в этого Левия нельзя не поверить.

Маленькая, не “выпяченная” в фильме роль Афрания – но как же добр Юрий Шерстнев! Имеется и неудачи – к примеру, “как в любой момент” не состоялся Бегемот ни в одном обличье и в их связке, а любимица моего поколения Анастасия Вертинская играется что-то наподобие давешней собственной Офелии, чуть адаптированной к нереальным реалиям “Маргриты и Мастера”.

Не “сделанных”, не сыгранных, не подчиненных видению работ и режиссёрскому замыслу нет. О плане я сказать не желаю: давайте поболтаем после премьеры. А вот видение булгаковского мира… Весьма последовательно и весьма цельно. Тут нет многозначительных пауз, картинных (не пародийных) жестов, акцентировано-продолжительных сцен.

Все хорошо, легко и обыденно. Заглавные храбрецы прекрасны, но как-то (умышленно, полагаю) “не звездны”, воландовская свора “верно” страшна, все время на балансе страха и смеха.

Быть может, Стеклову в роли Азазелло не достаточно внушительности, Филиппенко добр как Коровьев, но не так блистателен, как у Бортко, играясь Азазелло. Охранка, на которую так нажимают в других постановках, ординарна. И сам Воланд, повторюсь, германский линия, оч-чень занимательный, но не “Князь Тьмы”, устало возвышающийся над миром.

Иешуа Бурляева в первых сценах добр и человечен, а в финале его уместно не рассмотришь. Все сделано, впредь до выбора скудной натуры на Святой Почва, чтобы снова и снова входить, вдумываться в суть. Во многообразие смыслов.

Но, простите, в моем понимании романа – в том месте так как то же самое. Не преувеличена и не приукрашена действительность (обеих времён), а также над- либо сверх-действительность идёт в том же ключе и лишь на их столкновении появляется гротеск и сарказм”.

Юрий Кара. Фото: М. Львовски
“Я не так давно производил перерасмотрение фильм и могу заявить, что она к счастью пока не устарела, -говорит Юрий Викторович. – Когда мы снимали в начале 90-х уже была дешева компьютерная графика, но я тогда сознательно не стал ее применять. Мы снимали поэтому в стиле романа, учитывая, что он был написан в 30-е годы, и Булгаков оперировал теми чудесами, которые были тогда в ходу.

Быть может, картина будет не так эффектно смотреться, но это и к добрейшему, в силу того, что на фоне новых разработок это было бы уже и смешно, если сравнивать с тем, что творят, к примеру, создатели “Властелина колец” либо “Автара”. Мы вообще старались весьма аккуратно отнестись к источнику.

По всей видимости, это и подкупило композитора Альфреда Шнитке, согласившегося написать музыку к фильму. Он так как к тому времени уже полностью ушел из кино в отвлечённую музыку, но в то время как взглянул отснятый нами материал, то дал согласие сотрудничать и, я считаю, написал очень способную музыку.

Ее плодов он, как и кое-какие снимавшиеся в фильме артисты увы, не заметил. Ну а отличная игра прекрасных актеров – Ульянова, Гафта, Бурляева, Весника, многих вторых – останется на все времена и будет настоящим откровением для зрителей. Кстати, у Гармаша, это первенствовала роль заметная в кино и его публика имела возможность бы открыть намного раньше. Поэта Бесприютного он сыграл, по-моему, незабываемо.

И Ракова тогда мало кто знал: после Мастера его будущее в кино также имела возможность бы сложиться совсем в противном случае. В общем, довольно много судеб выяснилось подрубленными вместе с этим фильмом, среди них и моя”.


Блог обо всем на земле