“Каждая область Узбекистана имеет свои традиции”

узбекистана


Ассистент директора Института истории Узбекистана Шухрат Мухамедов появился в Бухаре. Он отлично знает и любит этот город. Сфера научных заинтересованностей Мухамедова – история Центральной Азии ( ХIX- начало XXI вв.), религиоведение, этнология. Этих вопросов он коснулся в интервью "Вестнику Кавказа".

– Шухрат-ака, что означает быть бухарцем? Какие традиции и культурные особенности сохраняются до сегодняшнего денька со времен старенькой Бухары?
– История городка насчитывает около три тыщи лет, по неким источникам более три тыщи лет. За этот период город населяли представители различных этносов, конфессий.

Город был на скрещении очень многих торговых дорог. Величавый шелковый путь проходил потому через Бухару. Шло перемещение вещественных сокровищ – это деньги, это торговля, это обмен культурными сокровищами.В Бухаре также жили представители различных торговых компаний из Индии, Китая.

Имеется в Бухаре Ногай, монгольские караван-сараи, иранские караван-сараи. Бухара всегда была полиэтническим и поликонфессиональным городом.

Представители городка повсевременно имели особую ментальность – толерантную, поликонфессиональную.В Бухаре всегда были как христианские церкви, так и исламские мечети, были и зороастрийские капища, и на генетическом уровне, жители городка поглотили это обилие. В их заложен сверхсложный цивилизационный код. Исходя из этого в Бухаре даже не принято сказать о национальности. В Узбекистане молвят: "Кто ты?

Откуда ты?" А мы : Мы жители Бухары.Это не предполагает никакого разделения, не предполагает никакой отчужденности, просто эти люди – наследники огромной, богатой истории, которую поглотил в себя российский город.
– Как раскрыты и исследованы источники по истории Бухары?

– Дело в том, что на сегодняшний день мы не можем обозначить широкий круг источников по истории Бухары. Сначала, это связано с тем, что до завоевания Средней Азии арабами, это был очень культурный регион и обеспеченный, но арабы, которые принесли в седьмом веке исламскую культуру, стёрли с лица земли все античные источники.

Зороастрийские храмы, согдийские письмена были (по большей части) стёрты с лица земли.Т.е. нет, кроме малеханького количества данных, источников, по которым мы имели возможность изучить историю Бухары – до арабского завоевания. Имеется некоторое количество источников китайских, это мемуары китайских путников, уйгурских путников, известные мемуары Марко Поло, но это уже XII век, он застал еще что-то от согдийской культуры, он гласит об этом в собственных воспоминаниях. Но в целом, это по большей части популярная книжка Наршахи – "История Бухары", которая была написана в конце IX-X веков.Что делается на сегодняшний день?

Имеется в Университете истории Республики Узбекистан эксперты по согдийской письменности. Конечно, мы стараемся отыскать те источники, скажем, на известной горе Мук, на территории современного Таджикистана, было обнаружено какое-то количество согдийских монументов. Сейчас, во время, когда проводятся на территории Узбекистана археологические раскопки, находятся источники, которые были где-то запрятаны, которые были закопаны.

Т.е. они не попали в руки арабам, не были сожжены.И вот эти источники восстанавливаются, и я пологаю, что нас ожидают еще громадные открытия в этом направления. А в самом городе проходит большая реставрационная работа. Ветхие монументы восстанавливаются.

Т.е. на сегодняшний день в Бухаре имеется монументы, это, скажем Цитадель Арк, которая была выстроена в конце I века до нэ, а уже сформировалась в пятом веке отечественной эры. Это один из старейших монументов в самом городе Бухаре.Довольно много монументов XII-XIV столетий, до монгольского завоевания, уже и периода монголов, и монументы периода Шейбанидов, XVI-XVII столетий. И период Аштарханитов XVIII век. Это главные монументы, которые сохранились.

Сейчас проводится работы по реставрации, финансируемые правительством. Восстанавливается и ремесленное мастерство на территории Бухары.Если вы приедете в город, то заметите три торговых купола, торговый пассаж, где нынешние, скажем так, продолжатели традиций купеческого сословия, занимаются торговлей. В том месте же имеется ремесленники, которые прямо перед вашими глазами могут создать шедевры ремесленного творчества. Ножи, золотошвейные изделия, драгоценности, так что много туристов посещает город, как из ближнего зарубежья, бывших советских республик, так и со всех стран.

Исходя из этого большое внимание уделяется внимания формированию и восстановления исторического прошлого города Бухары.
– Имеется ли различия между регионами Узбекистана, которые сохраняются сейчас – в культуре, традициях, кухне?
– Вопрос весьма добрый.

Дело в том, что регионально любая область Узбекистана имеет собственные традиции, которые связаны с историческим прошлым, с этносами, которые населяют тот либо другой регион, с географическим ландшафтом, с географическими условиями.Скажем, Бухара находится в зоне, где быстро континентальный климат. Тут не употребляются острые блюда. Они не почитаются, и они для региона не характерны. К примеру, Ферганская равнина, поскольку климат в том месте более мокрый, это горная местность, тут больше потребляется высококалорийная еда, больше потребляется острая пища.Имеется собственные особенные региональные взаимоотношения.

Это, скажем, некие традиции у женщин и мужчин. К примеру, для Ферганской равнины либо для оазиса Ташкента, характерна традиция женщинам и мужчинам планировать в так называемый Гап.Гап, это указывает в переводе – диалог. В конце семь дней, в тот либо другой день планируют мужчины в чайханах, либо дамы в каких-то ресторанах либо особенном помещении, где подготавливаются весьма вкусные блюда, ведутся какие-то диалоги, обсуждаются те либо иные темы.

Это не характерно для Зеравшанской равнины, для Бухары, для Самарканда. Либо же скажем таковой нюанс, что мужчины Ферганской равнины, либо же ташкентского оазиса, они сами готовят. А приготовление пищи (по большей части) не поощряется в Зеравшанской равнине. В том месте мужчина в случае если начинает готовить – на него наблюдают косо, в том замысле, что это удел дам, что дама подобающа этим заниматься.Т.е. везде имеется собственные региональные изюминки, которые свойственны лишь этому региону.

Исходя из этого мы можем с полной уверенностью заявить, что Узбекистан богат традициями, богат обрядами и обычаями. Этнологи Университета истории Академии наук исследуют и изучают обряды и эти традиции, и, конечно, что мы ожидаем капитальный, громадный труд, что будет посвящен этой проблематике.


Блог обо всем на земле