Астраханская пристрелка

Каспийского моря


Правовой статус Каспия будет совершенно закреплен уже на последующем саммите 20 девять сентября президент РФ Владимир Владимирович Путин участвовал в работе 4-ого Каспийского саммита в Астрахани. Совместно с ним проблемы около Каспия обсуждали побкдители Азербайджана (Ильхам Алиев), Ирана (Хасан Роухани), Казахстана (Нурсултан Назарбаев) и Туркмении (Гурбангулы Бердымухамедов). Владимир Владимирович Путин, открывая мероприятие, именовал регион оазисом подлинного добрососедства и мира.

В базе этой стабильности бережные и взвешенные дела прикаспийских государств меж собой, их управляющих и народов ко всему, что связано Каспийским морем. Будь то вопросы безопасности, экономики или охраны экологии, – отметил он. Президент Рф объявил, что правовой статус Каспия будет закреплен уже на последующем саммите.

Основное – нами согласовано политическое заявление, в каком впервой зафиксированы главные принципы пятистороннего сотрудничества на Каспии, – заявил Владимир Владимирович Путин, поблагодарив партнёров и участников за готовность найти нужные и применимые компромиссы. Говоря об фортунах, следует отметить, что еще 20 6 сентября поступила информация, что Каспийская пятерка договорилась о том, что натовских военных в регионе не будет. В приготовленном к саммиту политическом заявлении зафиксировано положение о недопущении присутствия на Каспии армии нерегиональных держав.

Тоже по этому вопросу шли нелегкие консультации, но стороны договорились об этом принципе, заявил помощник президента Юрий Ушаков. Напомним, что в повестку денька, не считая правового статуса, экономики и безопасности, были включены меры по развитию сотрудничества в сфере транспорта, по защите экосистемы, и вприбавок обмен воззрениями по животрепещущим региональным и международным вопросам.

Напомним, переговоры о статусе Каспийского моря начались после одна тыща девятьсот девяносто два года. Соглашения об урегулировании вопросов границ были подписаны меж Казахстаном, Азербайджаном и РФ, но разногласия в вопросах разграничения акватории, шельфа и недр меж государствами пятерки сохраняются до сего времени.

Так, разработка конвенции о правовом статусе Каспия длится уже больше восемнадцать лет. Также пятерке пока не удалось условиться о правилах прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря. РФ настаивает на том, чтобы такие проекты согласовывались со всеми прикаспийскими государствами, но Казахстан и Азербайджан вычисляют это необязательным. Каспий включен в сферу заинтересованностей США и их попытки установить в том месте собственный влияние, например, при помощи размещения в регионе армейских баз, предпринимались и предпринимается постоянно, подмечает армейский специалист Виктор Мясников. – В частности, Азербайджану уже десять лет поступают подобные предложения.

Но появление натовских солдатах на Каспии – это вызов не только заинтересованностям России, но еще и Ирана. Для Азербайджана такое ухудшение обстановки ни к чему, исходя из этого все это время он деятельно сопротивлялся. Отрадно, что принято решение о недопущении присутствия тут армии нерегиональных держав. Это указывает, что обстановка в регионе будет стабильной.Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин подмечает: любая из государств пятерки региона думает, что она имеет полный суверенитет над собственной долей Каспия (что, конечно), исходя из этого достигнуть договоренности по вопросу совместного применения инфраструктуры, прокладки трубопроводов – очень сложно. – По солидному счету, примеров аналогичного масштабного сотрудничества в сфере ресурсов в мире не так уж и довольно много.

Усложняет задачу да и то, что любая страна из пятерки имеет различный уровень политического, экономического, социального развития. Помой-му каждое государство считается демократическим, но, так или иначе, направления разнятся.

На мой взор, Каспийский саммит это до тех пор пока некоторый клуб, где видятся первые лица государств региона. Но оттого, как они выстроят диалог, во многом будут зависеть неспециализированные правила работы. Вряд ли в скором времени стоит ожидать прорывных ответов, но сам факт существования такого саммита дает надежду, что в будущем сотрудничество может оказаться очень плодотворным.- Не секрет, что и США желали бы иметь значительную часть влияния в этом регионе – Интересы Штатов на Каспии очевидны: иметь контроль и влияние над одним из самых перспективных в мире нефтегазовых регионов. Действительно, в отличие от Северной Африки и Ближнего Востока тут обстановка в политическом замысле остается стабильной, исходя из этого имеется определенные опасения, что Штаты постараются внести некоторый революционный дух в этот регион и вызвать напряженность.

Исходя из этого в этих геополитических условиях, возможно, главная задача саммита выстроить сплоченный альянс, что имел возможность бы противостоять ветрам перемен с псевдодемократическим уклоном. Сейчас самое основное, чтобы страны пятерки учитывали интересы друг друга, среди них и при реализации амбициозных проектов. Так как консолидация позиций свидетельствует усиление позиции каждой страны, в силу того, что по отдельности Соединенным Штатам противостоять сложно, а вот формирование коалиции другое дело. Но сделать это не так-то легко.

Повторю, это сверхсложный по своим геополитическим раскладам регион, где сталкивается множество заинтересованностей, практически не стыкующихся между собой. – Думаю, нынешняя встреча глав прикаспийских стран это, скорее, некая пристрелка. Все показывает на то, что прорыв, более-менее приемлемый для всех участников торга, в случае если и случится, то не ранее следующего года на саммите пятерки в Казахстане, – вычисляет заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Университета бывших советских республик Андрей Грозин. – С одной стороны, это должно льстить Астане, с другой ясно, что сейчас никто не готов решительно сесть за стол и подписаться под окончательным вариантом документа по вопросам разделения Каспия. Ни Российская Федерация, ни Иран, как страны, самый без шуток присутствующие в регионе, не готовы к тому, чтобы разом снять все несоответствия. Для Хасана Роухани, с его и без того достаточно сложной репутацией в Иране, дать согласие с теми правилами деления Каспия, которые предлагают либо поддерживают остальные четыре страны, было бы непродуктивным.

Тем более, на фоне идущих переговоров о снятии с Ирана санкций и о корректировке его ядерной программы. С одной стороны, Иран заинтересован в том, чтобы выйти из изоляции, которую для него столько лет устраивали западные партнеры, с другой он, конечно, не желает портить отношения с соседями, учитывая, что южная часть Каспийского моря – область, которая потенциальные территориальные конфликты.

Иранские власти до тех пор пока занимаются текущей работой: наращивают собственную воинскую группировку, пробуют в меру сил проводить экономическое изучение собственной части Каспия, но в целом Иран не заинтересован в форсировании событий. Думаю, не заинтересована в этом и Российская Федерация.

Исходя из этого от программного заявления, принятого на этом саммите, было бы совсем неоправданно ожидать чего-то большего, это всего лишь первый шаг. Никто не готов разрубить гордиев узел, что завязался больше двадцать лет назад около юридического статуса акватории.

Знаете, по солидному счету, всех устраивает нынешняя обстановка – все притерпелись к ней. Ну да, имеется спорные месторождения, спорные вопросы, касающиеся Азербайджана и Ирана, Туркмении и Ирана, Туркмении и Азербайджана, но никто не горит жаждой скоро решить все спорные вопросы. Быть может, такое желание имеется у Европейского союза.- Из-за энергоносителей? – Да, чтобы урегулировать статус моря и, руководствуясь интернациональными признанными актами, наконец, разрешить войти транскаспийскую трубу, которая соединит Европейский союз с Туркменией другими словами с Центральной Азией вообще. Кстати, я не видел упоминания, чтобы саммит посетили представители ЕС.

Быть может, они в том месте имеется в качестве наблюдателей, но ясно, что европейцы – самая заинтересованная сторона в том, чтобы около Каспия были сняты все бессчётные вопросы. Но, думаю, Набукко, составной частью которого должен быть Транскаспий, – это проект, что все задвинули на дальнюю полку и смирились с этим совсем.

Исходя из этого по этой причине на саммите нет стороны, которая интенсифицировала бы процесс разрешения спорных вопросов. Кстати, достигнутое единодушное желание государств пятерки не допускать на Каспий нерегиональные вооруженные силы это и имеется необычный маркер. Другими словами отечественным западным партнерам дали так осознать, что никаким внешним партнерам с оружием в руках на Каспии места нет.

Другими словами все эти диалоги, которыми иногда пугали, среди них и русского общественность, о так называемой каспийской гвардии, о базах НАТО на Апшероне и т.д. сейчас неактуальны, в силу того, что Азербайджан, по всей видимости, принял России и условия Ирана.- Но двадцать сентября в Баку прошла церемония закладки Южного газового коридора, что деятельно продвигает Запад – Южный коридор – это, по солидному счету, очень сильно усеченный вариант Набукко, урезанный до таковой степени, что те же люди комиссара европейского союза по вопросам энергетики Гюнтера Эйтингера либо западные СМИ стараются не проводить параллели с Набукко.- По какой причине? – Нет, не в силу того, что опасаются напугать Москву либо раздразнить Тегеран, легко это вправду пару вторая вещь, инфраструктура которой ориентирована на решение значительно менее амбициозных задач, чем одна из составных частей якобы потенциальной диверсификации энергопоставок в Европу либо хотя бы даже в Южную Европу. Ясно, что в этом случае Азербайджан решает собственные экономические вопросы, что совсем справедливо, поскольку рассчитывать на то, что ЕС выделит ресурсы на объединение Центральной Азии и энергосистемы Кавказа – бессмысленно. Европейцы какое количество угодно могут создавать комиссии (а в Брюсселе обожают плодить бюрократические структуры, новости отдельные переговоры со государствами Каспия), но все замечательно знают, что нынешнего потенциала Европейского союза слишком мало чтобы пробить такие экономические ответы.

А Туркмении и Азербайджану нужны не обещания, а настоящие деньги. Тем более что Туркмения собственные вопросы, в неспециализированном-то, решила и без Европы, превратившись в кладовую КНР.

Так, несколько дней назад началось строительство четвертой ветки газопровода, которая отправится из Туркмении в Китай. Причем, сколько бы Туркмения не сказала о собственных бесконечных запасах газа, ясно, что его на всех не хватит. Пекин заинтересован в том, чтобы замкнуть на себя все сырьевые запасы Туркмении, поставки которых идут частично в Иран и в Россию. У Баку и Ашхабада уже сложились логистические и денежные схемы поставок энергоносителей, исходя из этого, для чего Алиеву и Бердымухамедову ставить опыты и принимать участие в каких-то непонятных проектах?

Оппозиция их хоть и ругает, но в действительности это здравомыслящие фавориты, которые прежде всего думают о политической и экономической устойчивости собственных стран.


Блог обо всем на земле