
Картина (самая дорогостоящая в истории русского кино — с бюджетом в $55 млн.), согласно нашей точке зрения, оказалась очень сильной, не глядя на то, что, естественно, может быть спорить о том, величавый этот фильм или нет (как это было сообщено в официальном слогане “Великий фильм о Величавой войне”).
Год 1941. Через три денька после начала войны новость о вторжении фашистских захватчиков докатывается и до лагеря, в каком по 58-й статье (политической) отбывает свой срок экс-комдив, а на данный момент просто неприятель народа — Сергей Котов (Никита Михалков). В бараках он пользуется авторитетом, зэки уважительно именуют его Батей, но в особенности Котов сдружился с маленьким уголовником Ваней (Дмитрий Дюжев, “Бригада”).
Не в счет каких-либо особых наград Ивана — просто из-за того, что он смахивает на огромного малыша с синдромом Дауна, и командиру дивизии нравится его опекать. Вместе они и бегут на волю, воспользовавшись паникой, показавшейся в протяжении налета германских мессершмитов, в клочья перебивших лагерь, зэков и охрану.
После этого воздействие переносится в одна тыща девятьсот 40 три год.
Кремль. Кабинет Сталина. Куда по вызову главнокому прибывает полковник НКВД Дмитрий Арсеньев (Олег Меньшиков), сыгравший в свое время важную роль в аресте командира дивизии. “Дорогой мой, по российским с Лаврентием Павловичем (Берия. — Авт.) данным, прошлый командир дивизии Котов не был казнен.
Мы хотим, чтоб вы отыскали его (зачем потому, еще пока непонятно: стереть с лица земли, возвратить в армию. — Авт.)”. И верный Арсеньев, будто бы бы собака-ищейка, одномоментно пускается по следу собственного врага. Он обусловит, что Котов был ориентирован в штрафные батальоны, откуда за показанную храбрость его должны были перевести в периодические части Красноватой армии.
Но тот отказался, мотивировав это тем, что “не желает расставаться с боевой товарищами ”. И опять воздействие ворачивается в 41-й, где в окопах, под управлением лейтенанта (Евгений Миронов, “Идиот”) геройствует прошлый командир дивизии. “В случае если немцы зайдут с тыла, — рассуждает лейтенант, — то нам жопа”.
Вышло еще ужаснее — немцы зашли слету с 2-ух сторон. Пехота, танки…
А у штрафников — одна пушка и отправленная “в помощь” дивизия необстрелянных кремлевских курсантов. После окопной резни (лопатками, зубами и штыками) выжило всего четыре человека, посреди их и Котов, которого в протяжении схватки засыпало в окопе почвой. А вот его лейтенанту не так подфартило — ему выпотрошило все кишки и, подыхая на лафете пушки, он вопил и крыл матом: “Суки, пацанву (курсантики. — Авт.) выслали. Деток не пожалели.
Суки долбаные”.
Дочь Михалкова. Надя на фронте медсестра
Одвременно с этим дочка Котова (Надя Михалкова), сосланная после ареста отца (но так и не открестившаяся от него) в лагерь для малышей народных неприятелей, в протяжении эвакуации морем попадает под бомбежку и расчудесным образом спасается, выплыв на морской мине.
Ей удается не только лишь выжить, да и стать “сестричкой” — ангелом-хранителем всех покалеченых воинов, которых она на собственных плечах выносит с поля боя. Что касается супруги командира дивизии — Маруси, то она предпочла позабыть о своем Сереже. На данный момент она — жена Арсеньева. Финишный кадр шокирует — Надя по требованию смертельно раненного танкиста (“Я ни в коем случае не лицезрел женскую грудь.
Я даже не целовался”) раздевается перед ним. Около искореженное железо, трупы, пламя, а в центре — белоснежное хрупкое тело женщины.
О том, как сложатся предстоящие действия, зритель обусловит только во 2-ой части “Утомленных солнцем 2: Цитадель”, которая выйдет в прокат в ноябре две тыщи 10 года.
Начнем с того, что это совсем не батальное полотно. Другими словами сцен, как в знаменитом “Освобождении” Юрия Озерова (где поля на многие километры были пересыпаны десятитысячной пехотой, где, лязгая гусеницами, друг против друга перла тьма танков, а небо разрывали 10-ки истребителей), ждать не следует.
На самом деле, реальных армейских столкновений в “Солнце” — всего одно. Да ну и то снятое без особого размаха.
Вот в кадре движутся танки, вот они не много утюжат окопы. Все подробности скрыты снежной крупой — метель. В последующем кадре лежат уже сплошь трупы.
Соль кинофильма в другом — в психологизме, актёрских работах и нервном юморе.
Например: поле битвы, груды тел. Тишь — мертвая. Слышно только, как тикают часы на запястьях убитых. Много часов. “Тик-так-тик-так”.
От этого сумасшедшего звука становится по-настоящему жутко. Куда ужаснее, чем от вида оторванных кишок и конечностей.
Очень любопытно подано ну и то, как храбрец Михалкова — прожженный коммунист — становится на путь обретения Всевышнего. Преследуя языка, он забегает в ветхую церковь, на которую через несколько минут падает бомба. Запутавшись в люстре, смертоносное железо сорвется через несколько минут, которых Котову с головой хватает, чтоб выскочить на улицу.
Раздаётся взрыв. Камера указывает развороченный дверной просвет, а за ним — сохранившуюся икону Богоматери …
Что касается игры Михалкова — по-своему он всюду однотипен — будь то “Сибирский цирюльник” или “Статский советник”. Поэтому, если он вас не злил в тех фильмах, то не будет и здесь.
Как в хоть какой момент добр и Меньшиков, не глядя на то, что в этой части его до досадного не достаточно — фактически четыре сцены. Твёрдый, хваткий — бульдог, а не человек. операторская работа и Режиссура тоже на уровне: нет этих новомодных эффектов трясущейся камеры (типо для придания дополнительного реализма, а в реальности, чтоб у зрителя глаза на лоб полезли).
А компьютерная графика (куда ж без нее) не через чур разрезает глаз.
Без неудач также не обошлось. Ну не сказал Михалков в этом кинофильме что-то новое о Величавой войне. Все это уже кое-где было.
Карательная акция германцев — сжигание людей в сарае — это белорусская лента “Иди и наблюдай”. Штрафники — русский “Штрафбат”. Сергей Гармаш (“Стиляги”) в роли священника Александра — вообщем неотёсанный просчет. С таким лицом актеру только мерзавцев играть.
У Никиты Сергеевича, на мой взгляд, вышло высококачественное кино. Менее, да и более того.
На Фестивале кино в Каннах (пройдет с двенадцать по 20 три мая) продемонстрируют сокращенную на третья часть, двухчасовую, версию “Утомленных солнцем 2”. Кинокритики расценили это, как то, что на сагу Михалкова на Лазуревом побережье очень ставку не делают.
При том, что точных рамок к хронометражу картин устроители кинофеста не предъявляют. Так, например, румынский фильм “Аврора” будет длиться фактически три часа.
Посиживает для себя такой дед, благодушно шутит, комфортно пыхтит трубочкой. Заносят именинный тортик с профилем генералиссимуса: “Кто разрежет тортик?
Может вы, товарищ, Буденный?”. Тот берет ножик в руки и осознаёт, что не может его вонзить в главнокому, пускай даже и не реального, а слепленного из бисквита и шоколада. А Сталин смеётся: “Ну что все-таки вы? Совершенно не желаете имеется товарища Сталина?”.
Всего одна только сцена, как много передано: раболепство, боязливость, поклонение перед величавым И. В.
Германец пробует реквизировать у цыган их кибитку с лошадями — в счет “потребностей величавой арийской армии”. Злосчастные умоляют “господина офицера” не забирать их собственность и в попытке задобрить его начинают петь.
Посреди удалой мелодии звучит малая очередь из шмайсера. Разозленный их “спектаклем” германец стреляет как по мужикам, так и по дамам. После этого следит на трупы и сплевывает: “Чертовы оборванцы”. В живых остается только малая девченка.
Широко открытыми очами она следит на собственных мертвых родителей… и начинает стучать в свой бубен: “Не убивайте меня, прошу вас, я для вас станцую”. Один из сослуживцев “расстрельщика” ошарашенно гласит: “Ганс, что ты наделал, — мы же не эсесовцы”.
Храбрец Олега Меньшикова, выслеживающий Надю, разговаривает с ее начальником. “Думается, у вас имеется брат, что был репрессирован… По какой причине вы не указали его наличие в своей анкете?”.
Тот начинает лопотать что-то наподобие: “Я не счел необходимым. Я открестился от него.
Он мне не брат”. Меньшиков ничего не делает: и следит. Под тяжестью этого пронзительного взгляда пионервожатый начинает плакать и от испуга писается для себя в брюки.
Билеты на “Утомленные солнцем 2” может быть будет приобрести в столичных кинозалах в наилучшем случае только на данный момент.
Исключение — кинозал “Киев”, где уже денек вспять реализовывали места на “Предстояние” по стоимости от пятнадцать до шестьдесят гривен. В других кинозалах стоимость билетов будет примерно таковой же: утренние сеансы дешевле, вечерние дороже.
А вот российским ветеранам, в отличие от российских, на скидки рассчитывать не приходится. “Какие скидки, в случае если стоимость билета на утренний сеанс пятнадцать гривен?!” — опешили в одном из киевских кинозалов. Кроме этого, русских зрителей, приобретших билет на “Утомленных”, ждет либо фронтовое угощение, либо сухой паек или же 2-ой презент.
За годы командир дивизии Котов постарел
Дочери Котова в первом фильме всего семь лет.
Повзрослев, она выручает боец
Молодой и не хороший Меньшиков. На данный момент приближен к Сталину
Марусю в первом кинофильме играла Дапкунайте, а в продолжении — Толстоганова
Картина Михалкова еще не вышла в широкий прокат, но зрители, побывавшие на ее допремьерном показе, уже инициативно дискуссируют увиденное в собственных блогах.
“Михалков, пожалуй, впервой так снял войну. Уникальность в том, что он соединил голливудский натурализм, размах русского батального кино и личностную историю”.
“Многих тонны кишок и море крови шокировали, но разве война бывает прелестной? Этот фильм принуждает мыслить! И пускай молодежь лицезреет, какой кровью досталась российская победа”.
“После просмотра стало ясно — зажглась новенькая звезда Надя Михалкова, так что не зря папа ее не пускал во всяком шлаке сниматься”.
“Где еще может быть увидеть целый цвет российского синематографа, так как в “Утомленных” нет только Машкова и Безрукова”.
“Рядовой Никитос на защите отечества — оказался неплохой ответ южноамериканскому “Спасти рядового Райана”.
“День вспять прогуливалась на премьеру кинофильма “Утомленные солнцем 2”.
В то время как шла, не ждала ничего неплохого от кинофильма, так как 1-ый мне не пришолся по душе. Но в то время как начала следить, мне временами хотелось начать рыдать, временами было забавно.
И не было жажды подняться и уйти”.
“Фильм — тяжкий, разумеется не для домашнего просмотра, и выдержать столько крови фактически три часа — нереально, а Михалков с маниакальным упорством указывает оторванные руки, ноги — и планы все больше”.
“Не сценарий, а несвязный набор эпизодов, суть которых в том, что чего-нибудть более или наименее красиво взрывается, пылает или утопает.
Это тот случай, когда отсутствие вразумительной сюжетной полосы компенсируется видными эффектами”.
“Ни у 1-го персонажа нет ни судьбы, ни биографии, поэтому ни один характер не развивается, существуя лишь на уровне заявленной сцены. А означает, хоть какой предоставлен сам для себя и выдает то, чему обучился за годы существования в профессии”.
“Не обращая внимания на богатство натуралистичных сцен погибели, жёсткости и насилия, в ленте нет реальных человеческих страданий”.
“В кинофильме все персонажи молвят на манер Михалкова. Олег Меньшиков и Евгений Миронов, пожалуй, единственные актеры, отказавшиеся от навязанной режиссером манеры огромного стиля и оставшиеся живыми людьми”.
“Это бестселлер, экшен, ничего общего не имеющий с первой частью, не считая наименования и основных героев. Под него может быть имеется поп-корн и услаждаться голливудской картиной на экране”.
— Этот кинофильм 2-ой раз я следить не смогу.
Не из-за того, что он — нехороший, а в силу того, что тяжкий. Я целый фильм проплакала — у меня даже тушь потекла.
Мой брат служил в Афгане на БТРе, и когда я увидела тот страшный момент с солдатиком, что пробовал винтовкой со штыком танк приостановить… И как его гусеницами немцы давили.
Меня просто дрожь начала колотить. Потому что и мой братишка имел возможность просто оказаться в такой ситуации.
— Натурализм меня не поразил. Вся эта кровь, оторванные конечности.
В конечном итоге, это война. А чего от нее еще ждать. Вот что Михалкову удалось, так это психотерапевтические моменты.
Сцены со Сталиным, замечательнейший финишный кадр… Молвят, что в кинофильме был юмор — такой с надрывом.
Но я не увидел этого. Смеяться мне совсем не хотелось. Это принципиальная картина.
На продолжение отправлюсь обязательно.
— Ждал большего. Очень обожаю первую часть — один из моих любимейших кинофильмов.
Реальная классика. От второго “Солнца” остался некий… осадок и чувство двойственности. Очень приглянулся момент с миной, когда храбрецы Сергея и Нади Михалковой Гармаша спасаются.
То, как он ее крестит, окуная в морскую воду, и как позднее на этой мине взрывается корабль с партархивом. Что не пришлось по душе — конец. Этот мертвый танкист.
Эта грудь. Разумеется.
— Кино доброе.
Но для меня оно пару распадается на какие-то отдельные сцены. При этом, сцены эти почти во всем очень способны. Момент, когда Надя добирается до берега, сзади нее раздаётся взрыв, и с корабля на сберегал падает гипсовый бюст Сталина.
Совершенно роскошен Валентин Гафт в эпизодической роли зэка, разглядывающего уголовный кодекс. Что не пришлось по душе, так это хронометраж.
На мой взгляд, три часа это очевидный перебор.